Евгений, в профсообществе сейчас активно обсуждаются тренды, влияние на мировую экономику которых, трудно не заметить. Я говорю о Big Data, облачных вычислениях, так называемом «Интернете вещей» IoT, тотальной мобилизации и, конечно, социальных сетях. Что из этого и в какой мере повлияло на рынок рекламы?
— Все эти тренды оказывают влияние на рекламный рынок. Про мобильные устройства я уже говорил. Думаю, что через 2-3 года реклама появится в очках, часах и прочих носимых устройств от Google, Apple, Epson и других производителей.
Облачные вычисления напрямую не связаны с рекламным рынком, но косвенно в технологиях уже используются. Компаниями активно используется прямая и не прямая реклама в социальных сетях.
Основное использование больших данных в рекламе на публичных платформах — это в первую очередь RTB (Real Time Bidding, то есть, аукцион рекламных объявлений в реальном времени). Отдельные компании уже применяют некоторые решения Big Data в веб-аналитике.
Скажите, а какие перспективы развития этих трендов в Украине?
В Украине пока что нет ни одного оператора, который бы полноценно предоставлял возможности покупки рекламы по технологии RTB. Несколько компаний уже более двух лет разрабатывают собственные платформы для покупки рекламы на базе RTB, однако сегодня есть лишь единичные запуски рекламы по данной модели, их скорее можно назвать тестами. Поэтому доля «медийки», размещаемой по технологии RTB, находится на уровне статистической погрешности. И это притом, что в США на основе технологии RTB продается почти половина всей медийной рекламы. Для своих клиентов UaMaster проводит RTB-кампании через российских или польских операторов.
Расскажите о рекламе в соцсетях, как сейчас с этим обстоят дела на нашем рынке?
Это направление развивается очень активно. Вспомним, в 2010 году социальные сети были новинкой для большинства украинских компаний. Тогда начались массовые эксперименты с прямой рекламой и SMM. Пару лет в социальных сетях было очень модно рекламироваться, хотя большинство маркетологов толком не умели оценивать эффективность такого продвижения. В итоге произошла естественная фильтрация. Те бренды, которые получили для себя положительный результат, продолжают размещать рекламу в социальных сетях. А если компания в течение года-двух тратила на рекламу в соцсетях значительные бюджеты, но не получила дохода, то она или существенно урезала рекламные бюджеты, или совсем приостановила активность. Поэтому сегодня большинство активных компаний, в первую очередь, из среднего и крупного бизнеса, сложили четкое мнение касательно соцсетей.
Какие соцсети пользуются популярностью у наших рекламодателей?
Крупные бренды интересуются в первую очередь Facebook и «ВКонтакте», в меньшей степени востребованы «Одноклассники». Многие компании, у которых товар продается через эмоции, работают с Instagram. Сюда относится сегмент Fashion, а также небольшие бизнесы: handmade, кондитерские и пр. Ведь в социальных сетях может давать рекламу не только бренд уровня пива «Черниговское», но и, скажем, небольшая кондитерская, которая тоже находит свою аудиторию. Из интересных примеров: есть несколько туристических фирм, которые умудряются генерировать сплошной поток рекламы, и людям это нравится, поскольку фирмы предлагают в социальных сетях очень дешевые цены на туры.
Некоторые компании работают со специализированными социальными сетями. Например, крупные job-сайты, такие как HeadHunter и rabota.ua — активны в LinkedIn, нашли там свою аудиторию и успешно с ней общаются. Рекомендация простая – нужно найти ту социальную сеть, в которой и вам, и вашим потенциальным клиентам удобно и комфортно общаться друг с другом.
Чем живёт рынок видеорекламы, есть ли жизнь после YouTube, так сказать?
На украинском рынке есть несколько крупных игроков, занимающихся видеорекламой. Первый – это Google, размещающий видео на Youtube в контекстно-медийной сети AdWords. C сентября 2014 года рекламодателям доступен формат «баннер со взаимодействием», с возможностью показа видео на любых сайтах, которые входят в контекстно-медийную сеть Google. Мы уже провели несколько рекламных кампаний с использованием этого формата и получили очень хороший результат.
Среди локальных игроков стоит отметить Reklamonstr (куда входит MEGOGO, EX.UA, сеть adVideo). Кроме того, у большинства сейлз-хаусов есть пакетные продложения по видео-рекламе. Все эти варианты размещения пользуются спросом у рекламодателей.
На Айфоруме постоянно присутствует панель «Реклама и продвижение», сейчас в стране экономика, и, как следствие, рекламный рынок переживает не лучшие времена. Как, по Вашим ощущениям, влияет кризис на рынок онлайн-рекламы в этой стране?
Есть много ситуативных моментов. Когда в стране происходят важные резонансные события, в первую очередь, политические, сразу же колоссально увеличивается посещаемость новостных сайтов. Многие украинские онлайновые СМИ в 2014 году впервые добрались до отметки в миллион посетителей за месяц. Каждый дополнительный посетитель и просмотр страницы — это потенциальные деньги. Но на фоне сложной экономической ситуации в стране значительно увеличить продажи баннерной рекламы у интернет-СМИ не получилось, что видно из исследований ИнАУ. Мне кажется, на крупных новостных площадках, таких как «Украинская правда», продавалось не более 20% доступного инвентаря.
Второй момент – это психологическое состояние людей, потенциальных заказчиков рекламы. Когда в стране происходят страшные события, люди перестают привычным образом реагировать на рекламу. То есть, им уж не интересны шампуни, кофеварки и все остальное. Это касается, в первую очередь, рекламы в социальных сетях, но справедливо и для баннерной, и для других каналов рекламы. Многие рекламодатели в те дни просто останавливали рекламные компании. Поскольку неэффективно и даже безнравственно рекламировать какую-то веселую акцию, когда рядом убивают людей. Сейчас все постепенно возвращается на «круги своя». Но ситуация все еще сложная из-за падения покупательской способности людей, и волатильности украинской валюты.
Хотя можно отметить и позитивные моменты в кризис, к ним относится мобилизация ресурсов и желание получить максимально возможный результат. Когда рынок сужается, маркетологу приходится больше думать, анализировать, искать оптимальные пути. А они не всегда просты и очевидны. Происходит умственная мобилизация специалистов и, как следствие, уход с рынка слабых игроков. Те компании, которые не готовы хорошо работать и зарабатывать по каким-то причинам, будут закрываться.
Евгений, расскажите об аудитории вашего потока, кто приходит на Айфорум вообще?
Публика очень разная, есть даже небольшое количество студентов, хотя на них iForum не рассчитан. На потоке «Реклама и продвижение» основная масса людей – маркетологи компаний всех размеров, бренд-менеджеры, владельцы и директора малого-среднего бизнеса, топ-менеджеры крупного бизнеса. Уровень знаний и квалификация даже внутри этого списка существенно отличаются, но мы стараемся делать так, чтобы каждый для себя вынес хотя бы несколько новых идей.
Айфорум — это образовательное мероприятие по большому счёту?
iForum нельзя сравнивать с длинными прикладными курсами, потому что задача конференции – показать вектор развития отрасли, описать интересные кейсы и на основе этих кейсов дать полезные советы для рекламодателя. Это не значит, что после посещения iForum посетительсможет решить все свои мелкие проблемы в интернет-маркетинге, но мы показываем ему ключевой вектор развития, демонстрируем новые инструменты, даем советы, которые помогут сделать рекламу более эффективной.
Делаете поправку на кризис, в этом году на какое количество посетителей рассчитываете?
Мы рассчитываем на такое же количество слушателей, как в прошлом году. Каждый год ситуация одинаковая: планируется зал на определенное количество человек, но как только начинаются доклады, организаторы доставляют 10-15% стульев. В этом году зал рассчитан на 800 человек. Уверен, что столько же и придет. Если будет больше, значит, опять доставим стулья.
Источник: БИЗНЕС