- Начнем с главного, с Facebook. Останется ли в будущем пространство для специализированных или локальных соцсетей или наступит эра тотального доминирования Facebook?
- Эпоха доминирования Facebook наступила еще до выхода известного фильма ("Социальная сеть" в 2010-ом году, ред). И Facebook никуда не денется, просто есть другие модули социализации, вошедшие в моду, в диапазоне от Instagram до SnapChat, тут Facebook нужно либо развивать свою платформу, либо скупать чужие, как он купил Instagram и WhatsApp.
- В конце марта появилась новость, что Facebook ведет переговоры с крупнейшими изданиями о том, чтобы их контент размещался на странице соцсети целиком, не переходя на сайт медиа. Как вы считаете, это новый шанс для традиционных медиа, или начало поглощения их рыночной ниши социальной сетью?
- Поскольку Facebook в данном вопросе всего лишь копирует опыт ВКонтакте, то и за прогнозом туда же следует обращаться. Каких-то кликов издания недополучат, факт. Но какие-то новые читатели тоже появятся. Баланс между убытком и прибылью от такого партнерства будут подводить траффик-менеджеры, я б их послушал.
- На ваш взгляд, какие новые бизнес-модели заменят существующие в соцсетях и онлайн-медиа в перспективе ближайших 5 лет?
- А зачем заменять существующие модели, если интернет-компании теснят нефтяников в списке американских голубых фишек?! Просто чтобы было о чем написать?
- Недавно CNN International, Financial Times, Guardian, Reuters и объединили рекламные системы в интернете, чтобы бороться с оттоком рекламодателей к Google и Facebook. Консолидация может стать эффективным оружием в борьбе с гигантами или это только отсрочка?
- Консолидация призвана родить еще одного гиганта. Если она будет успешной, то список гигантов увеличится на единицу. Если она не будет успешной, новую сеть продадут одному из существующих гигантов. Общая схема, в которой миллионеры контролируют миллионы, а миллиардеры контролируют миллиарды, пересмотру не подлежит.
- Какие пути монетизации СМИ в таких развивающихся странах как Украина и Россия выглядит перспективными - платная подписка, freemium, native advertising, спецпроекты… Придумают, что-то новое?
- Если читатели/слушатели/зрители СМИ готовы поддержать издателя материально, то совершенно не важно, как он эту поддержку оформит - как добровольное пожертвование, или как плату, оптовую/розничную, за доступ к материалам. Если читатель хочет платить - он заплатит. А если он не хочет платить, то не важно, в какой упаковке ему счет выставлять, он останется не оплаченным. Жить на деньги читателя - это просто бизнес-модель такая. Альтернативная традиционной медийной схеме "Взял деньги у инвестора, создал продукт, продал рекламодателю". Главное - понимать заранее, к какой категории твой продукт относится. Ты Громадське ТВ, или ты Forbes Украина. Это разные жанры.
- Если бы вы запускали медиа-стартап сейчас, то на какой способ монетизации делали бы ставку? И какой бы это был медиа-формат - новости, развлечения, образование? Что вам кажется самым перспективным?
- Мне кажется перспективным, что абсолютно любой контент сегодня может найти читателя, и рекламодателя, которому этот читатель интересен. Способ монетизации вторичен по отношению к миссии издания. С одним типом контента нужно заранее искать спонсоров, с другим - собирать деньги с читателя по копеечке. Оба пути кажутся мне годными, а выбор зависит от специфики продукта. Глянцу негоже стоять с протянутой рукой, а бастиону честной журналистики - брать конверты у олигархов.
- Согласны ли вы с идеей, что десятилетний период web 2.0 и "эпохи участия" (participation age) подходит к концу? Если да, то что на ваш взгляд приходит на смену?
- Я думаю, что эпоха Homo Sapiens не должна заканчиваться возвратом в состояние обезьян. Так же и вслед за web 2.0 не может следовать возвращение в телевизор, где на одного вещателя приходится 10 миллионов зрителей. Если кто-то не научился зарабатывать на UGC (user generated content - пользовательский контент - ред.), он идет курить. Но юзеры, они же читатели, не идут курить, они остались где были, и кроме них не на ком зарабатывать СМИ.
- На конгрессе в Барселоне MWC2015 телеком-гиганты дали консолидированный прогноз, что к 2020 году в мире к интернету будет подключена половина всех людей и еще 20 млрд устройств. На ваш взгляд, к каким социальным и экономическим последствиям приведет "глобальная подключенность"?
- Ни к каким буквально. Просто смотрим на Финляндию, где уровень подключенности уже 20 лет впереди планеты всей. Обыкновеннейшее человеческое общество, нисколько не трансформированное ни анатомически, ни социально. Люди не стали киборгами, не научились делать детей online, не перестали смотреть кино и болеть за свой хоккей. Закрылся телеграф, поубавилось работы почтальонам, бизнес турагентов стал маргинален из-за самостоятельного бронирования путевок и гостиниц, госчиновники потеряли работу из-за сокращения бумажного и рукописного документооборота. Но люди остались людьми, анатомическое строение их тел не изменилось. Они по-прежнему ходят в кино и рестораны, так же нуждаются в половом партнере в юности и в поддержке в старости.
- Как, по-вашему, изменится поведение интернет-пользователя к 2020 году? Какие новые привычки могут войти в повседневную жизнь? Какие из сегодняшних привычных действий могут стать архаизмами?
- Мэйнстрим любого года - это образ жизни узкой прослойки продвинутых пользователей 5-10 лет назад. К 2020 году каждая домохозяйка будет знать, что ее фотоархив на облаке не погибнет, если ноутбук залить апельсиновым соком. Каждый покупатель будет знать, что для выяснения цен на интересующий его товар не нужно ехать в магазин на другом конце города. Каждый участник свингерской вечеринки будет понимать, что фотографии с нее будут изучены отделом кадров будущего нанимателя.
Архаизмом "станет" то, что для меня является архаизмом уже сегодня - билетные кассы, бумажное сопровождение банковских операций, визовые интервью в консульствах, офлайновое оформление госуслуг… Оригинал свидетельства о смерти моего папы (от 20.02.2015) выдан мэрией Ниццы ровно в одной копии: цифровой. С печатью и подписью. Ни одно ведомство в Евросоюзе или США не имеет права требовать с наследников съездить еще раз в Ниццу за апостилированной копией свидетельства. Все обязаны принимать эту справку в том виде, в каком они ее видят на экране смартфона. Там есть баркод, если им хочется усомниться в ее подлинности. Чиновник-фашист, говорящий "А привези-ка мне бумажку из паспортного стола за 2000 км отсюда" становится анахронизмом.
- Давайте представим ситуацию, что вы инвестор, которому надо вложить $100 млн. Во что бы (в какие сегмента IT - рынка, тренды) вы сейчас инвестировали в Киеве, Москве и Нью-Йорке?
- В Киеве и в Москве я б вложил деньги в экспорт мозгов. В Нью-Йорке - соответственно, в их импорт. Человеческий капитал дает самые высокие дивиденды. Лучшие мозги Москвы и Киева сегодня готовы к транспортировке в те цивилизации, где мозг ценится выше углеводородов и партийной принадлежности. Другой вопрос, что это не Нью-Йорк, конечно же, а Калифорния. В Нью-Йорке эти мозги могли бы в лучшем случае задержаться на пару ночей. Слишком дорогая недвижимость.
- Назовите пять причин, которые больше всего мешают предпринимательству в Украине на самом деле.
- Так нет пяти причин, есть ровно две. Постоянная и временная. Временная - это война. Она началась год назад, и принесла с собой дополнительную разруху, девальвацию, страхи инвесторов. А постоянная причина, которая не менялась с 1991 года - это "совок". Советская ментальность правящих элит. Именно из-за этого такой отток мозгов, невозможность построить свою Кремниевую Долину, неготовность украинских успешных фирм заявлять на весь мир о своем украинском происхождении, доминирование офшорного программирования над локальным. Украина в 30 раз больше Эстонии, но Эстония добилась в 30 раз более высокого уровня интернет-экономики. Потому что человеку, инвестирующему в Эстонии, не надо знать, кто там сегодня президент, и не надо хеджировать риски, связанные с его возможной заменой.
- В Украине популярна идея, что IT может стать локомотивом экономики? Чтобы вы поменяли в первую очередь, чтобы это стало реальностью?
- Чтобы украинской интернет-экономике стать реальностью, не нужна никакая отмашка властей. Она уже вполне себе реальность. Многие на этом зарабатывают, некоторые даже войны не заметили. Но чтобы Украине стать Эстонией, сперва нужно выйти из состава СССР. Нужно стать Европой как de jure, так и de facto. На практике это означает, что вообще ни один человек, который в начале 2014-го имел отношение к государственной власти, не остался в Украине лицом, принимающим решения. Это абсолютно нереальный сценарий, увы. Власть Порошенко обречена опираться на тех же жуликов, которые были там при Кравчуке, Кучме, Ющенко и Януковиче. В сознании этих жуликов IT - такая же дойная корова, как угольные ресурсы. А в сознании украинской IT-отрасли эти жулики - уважительная причина выводить свои активы из-под удара.
Россия при Ельцине вышла из состава СССР, а Украине волшебным способом удалось сохранить весь административный совок в неприкосновенности. Но развитие IT-отрасли несовместимо с советской властью. Назовите люстрацией, денацификацией, депутинизацией - покуда вы не прогоните советскую власть, весь ваш IT-сектор будет работать на Москву и/или Калифорнию. Чтобы успехи украинцев помогли Украине, ей нужно выйти из состава СССР. Там на сегодняшний день, кроме Украины и Туркмении, уже никого и не осталось.
Вопрос от организаторов iForum: - Вы на протяжении многих iForum - один из самых популярных российских спикеров. Как изменилась украинская аудитория? Чего вы ждете в этом году?
- На протяжении всей истории Айфорумов их аудитория менялась единственным образом: она уверенными темпами росла. Вырастет ли на этот раз, по сравнению с 2014 годом, мне самому интересно посмотреть. Я не ожидаю, что мне придется, вместо привычных для Айфорума разговоров про IT, отдуваться за действия ВС РФ в Крыму, Донецке и Луганске. Надеюсь, мои украинские слушатели в курсе, что это не я вводил войска, и что мое одобрение для их ввода не потребовалось.
Материал подготовлен при поддержке оргкомитета iForum 2015.
Источник: ЛИГА.Бизнес