В этом году участие в работе конференции приняли свыше 6 тыс. человек, включая такие известные персоны, как Александр Ольшанский, Антон Носик, Андрей Садовый, Яника Мерило, Петр Чернышов, Дмитрий Дубилет, посол Израиля в Украине Элиав Белоцерковский и многие другие. В пяти тематических потоках вниманию аудитории были представлены более 100 презентаций, круглый столов и дискуссионных панелей. В том числе в рамках форума впервые в Украине под брендом SVOD-Europe прошла организованная Денисом Довгополым англоязычная секция «The Art of going global».
По понятным причинам пересказать даже краткое содержание всех выступлений в рамках одного репортажа невозможно. Желающие могут ознакомиться с материалами конференции на сайте, где представлены как презентации, так и видеозаписи. Мы же уделим внимание нескольким интересным на наш взгляд докладам аналитиков, которые дали оценку текущего состояния и перспектив украинского рынка высоких технологий и, в частности, сегмента интернет-бизнеса.
Так, Дарья Перекосова, руководитель направления розничной торговли GfK Ukraine, постаралась начать свое выступление с позитивной новости – по данным компании, в феврале индекс потребительских настроений, который падал начиная с ноября 2013 г., и количество уверенных в правильности пути развития страны впервые синхронно пошли вверх. Это дает робкую надежду на то, что дно нынешнего кризиса уже пройдено. Хотя, безусловно, многое будет зависеть от дальнейшего развития событий.
В целом, потребители отметили ухудшение своего благосостояния по итогам 2014 г. Так в январе 19% опрошенных заявили, что вынуждены экономить даже на питании (два года назад таких было вдвое меньше – 9%), еще почти треть (30%) посетовали на нехватку средств на покупку одежды и обуви (рост на 5% по сравнению с 2013 г.). Расходы семей на питание и товары первой необходимости в прошлом году достигли 44% в общей структуре затрат. Выросли также издержки на жилье, коммунальные платежи и общественный транспорт. Очевидно, что эта негативная тенденция сохранится и в текущем году.
Как результат, по итогам 2014 г. объем украинского рынка электроники и бытовой техники составил 47,5 млрд. грн., сократившись в количественном выражении на 20%, а в долларовом эквиваленте примерно на 28%. Сегменты ИТ, офисной и фототехники упали еще значительнее. Причем, представительница GfK Ukraine, как и игроки рынка, обратила внимание на интересный эффект влияния девальвации на потребительский спрос. В периоды резкого обесценивания гривны наблюдался кратковременный (от двух до трех недель) всплеск продаж электроники и бытовой техники. Очевидно, это связано с тем, что часть покупателей рассматривают эти сегменты как некую инвестицию и способ уберечь свои скромные накопления от обесценивания.
Количество регулярных интернет-пользователей в нашей стране, по оценкам GfK Ukraine, снизилось с 19,3 млн. человек в 2013 г. до 17,3 млн. в конце 2014 г. Связано это с тем, что в последнем исследовании не участвовали временно оккупированные территории. Параллельно проникновение Интернета увеличилось до 53%. При этом число людей, хотя бы раз за 12 месяцев совершавших покупки или что-либо продававших в Сети, приблизилось к 3 млн. (примерно 17% пользователей Интернета в стране).
Что касается ключевых точек входа интернет-покупателей, то главным изменением 2014 г. стал стремительный рост популярности социальных сетей – количество совершаемых с их помощью украинцами покупок выросло с 12 до 32%. В то время, как скидочные порталы напротив скатились с 32 до 14%. Прайс-агрегаторы и доски объявлений в целом сохранили свои позиции – при их посредничестве совершается 64 и 77% покупок соответственно.
При этом наиболее востребованными товарными категориями остаются электроника, бытовая техника, одежда и косметика с парфюмерией. Несколько укрепили позицию товары для детей. А наиболее существенно (почти вдвое) сократился спрос на такие группы, как электронный контент и автотовары. Интересно, что по сравнению с 2013 г. по разным причинам уменьшилось также количество людей, планирующих приобретать в Сети стройматериалы и товары для животных. Очевидно, что сейчас не стоит рассчитывать на успех в реализации упомянутых товарных групп онлайн.
Медленно, но уверенно растет доля покупок, совершаемых украинцами в зарубежных интернет-магазинах – с 18% в 2012 г. до 29% в 2014 г. Самой популярной у нас заграничной торговой площадкой на сегодня является китайский AliExpress, а наиболее востребованными товарными категориями являются одежда, аксессуары и электроника. Есть над чем задуматься украинским магазинам. Особенно учитывая планы Укрпочты значительно сократить время доставки посылок из Китая.
Также примечательно, что с каждым годом при совершении покупок в Сети растет значимость ноубуков, планшетов и смартфонов – потребители все чаще на этапах выбора и совершения покупки используют именно их, а не настольные ПК. По мнению Дарьи Перекосовой, это говорит о том, что адаптация сайтов для просмотра на мобильных устройствах для коммерческих проектов уже сегодня является насущной необходимостью.
Тема растущей мобильности пользователей также стала лейтмотивом выступления Елены Фигурной, аналитика Google Ukraine. Она обратила внимание многочисленной аудитории на то, что на сегодня проникновение сотовой связи в Украине составляет около 137%. Количество смартфонов в нашей стране за несколько лет увеличилось втрое. Их проникновение в настоящее время оценивается в 25%. И, как ожидается, через пять лет этот показатель достигнет 55%.
Уже сейчас четверть владельцев смартфонов в Украине используют их в процессе поиска информации о товарах и совершения покупок. Причем, в последнее время в поисковых запросах довольно активно используется слово «ближайший» (банк, ресторан, кафе…) – популярность таких запросов выросла в разы.
По данным Google, по состоянию на I квартал уже 20% интернет-трафика в Украине приходит с мобильных устройств. То есть, украинцы довольно активно используют смартфоны для доступа в Сеть и интернет-проектам уже сейчас надо запускать мобильные версии своих сайтов, чтобы не упустить эту аудиторию.
Для примера Елена Фигурная сообщила, что 40% продаж проекта Souq.com на рынках ОАЭ, Саудовской Аравии и Кувейта генерируются с мобильных телефонов; 25% клиентов Lamoda оформляют заказ через мобильный сайт или приложения; 22% выручки ebay и 17% у booking.com генерируется с сотовых аппаратов.
Интересно также, что по оценкам компании Flurry, сегодня 86% времени американский пользователь смартфона тратит на работу с приложениями и только 14% на веб-серфинг. Таким образом, мобильные приложения являются основным каналом потребления информации и управления услугами на смартфонах.
Годовой рост количества загрузок приложений украинскими интернет-пользователями в 2014 г., по данным Google, составил 148%. Самый востребованный тип приложений у нас – игры (43% загрузок). Дальше идут социальные сообщения – Facebook, Viber и т.п. Все более популярными становятся всевозможные утилиты, приложения для персонализации, фото и музыки.
Популярная в мире тенденция – покупки в приложениях. К примеру, в соседней Польше в прошлом году доход от таких покупок вырос на 108% и достиг 50 млн. долл, по информации Google. В странах СНГ рост в 2014 г. составил около 60%.
Что касается развития электронной коммерции в Украине, то по данным исследования UNCTAD, в минувшем году наша страна заняла 58 место (из 130) в профильном рейтинге. Для сравнения, Польша на 35 месте. При этом, по оценкам экспертов организации, 40% мирового объема интернет-торговли к 2018 г. будет происходить за пределами развитых стран. То есть этот сегмент будет динамично расти в развивающихся странах, в том числе в Украине.
Также в качестве важной тенденции следует отметить, что по данным НБУ, в прошлом году 61% от общего объема операций по платежным картам в Украине составили безналичные платежи. Таким образом, украинцы все меньше оперируют с наличностью и привыкают к использованию в качестве основного платежного средства пластиковых карт. Это также можно считать позитивным трендом для представителей электронной коммерции.
Повышенный интерес к iForum 2015 со стороны предпринимателей, иностранных инвесторов и государственных деятелей, несомненно, является свидетельством хороших перспектив интернет-бизнеса в нашей стране. Остается надеяться, что политические события в стране не помешают его динамичному росту, а мероприятия подобные этому только помогут молодым компаниям правильно выбрать направления развития и добиться успеха на этот поприще.
Источник: Компьютерное обозрение