Седьмой украинский форум интернет деятелей можно описывать в цифрах: 100 докладчиков, более 6000 участников… Можно показать его инновационность через призму формата: пространство, организованное в лофт-стиле, "запрет" носить галстуки и катание организаторов-спикеров между залами на самокатах. Еще лучше о его сути – проявлении и притягивании будущего расскажут экспонаты: электромобиль, волонтерские летательные аппараты для зоны АТО, микрокомпьютеры для встраивания в «умные» вещи и вещи, напечатанные на 3D принтере…
Участие в iForum 2015 вызывало легкую шизофрению: хотелось побывать, как минимум, на трех докладах одновременно проходящих на разных площадках. Всего самая большая офлайн-конференция в Украине была разделена по пяти направлениям-«потокам»: «Интернет-бизнес / Стартапы»; «Реклама и продвижение»; «E-commerce / Айтишники спасают мир: волонтерские проекты»; «Интернет-технологии». Пятый поток: англоязычная секция «The Art of Going Global»/ «iCity / Smart Urbanism».
Мировой контекст
Открыл знаковый iForum-2015 один из основателей этого движения – Александр Ольшанский. Во вступительном слове, он говорил об ответственности интернет лидеров и наивности правительств: «5 главных сетевых сервисов мира определяют что читают, смотрят и на что реагируют даже не миллионы, миллиарды людей в мире... Любая техническая фильтрация (ограничение контакта) в разы дороже, чем пути преодоления этих ограничений. (Доказано неудачной попыткой Китая фильтровать контент). Китайцы на постройку Великого Китайского Фаервола потратили три миллиарда долларов».
В контексте украинского кризиса особенно интересно было послушать доклад Антона Носика, который проанализировал интернет-экономику времен войны на примере Израиля и России. По его мнению, продукты израильского IT присутствуют повседневной жизни среднего украинца (как и жителей других стран). Это произошло и потому что война, времен высоких технологий, подготовила большое количество высококвалифицированных кадров для хайтек отрасли.
Если Израиль выглядит вдохновляющим примером для Украины, то российская ситуация скорее должна стать предостережением. Самая крупная медиа компания России - Яндекс и крупный коммуникационный портал российского Интернета Mail.ru резко потеряли в стоимости своих активов (Впрочем, на день публикации, всё же стоит отметить некоторый рост акций Яндекса — ред.) . За прошедший год флагманы российской интернет-экономики обесценились в три раза.
В «on» из «off»
Несмотря на известные макроэкономические тренды, украинский e-commerce сегмент продолжает расти. Оффлайн торговля постепенно перетекает в онлайн. Сегодня в украинском сегменте Интернета 22,8 тысяч компаний продают товары онлайн. В течение последнего года их количество увеличилось на треть. По оценкам экспертов, Украина находится сегодня на 58 месте в мире по развитию электронной коммерции.
В интернет активно выходят традиционные продавцы. Часто e-commerce появляется как дополнительная ветвь оффлайн бизнеса. Гипермаркеты, магазины и магазинчики столкнулись с общими для всего ритейла проблемами: низкое проникновение, рост расходов на содержание офисов и торговых площадей. Проявилась относительно новая проблема: во многих регионах возник дефицит целых товарных групп. Столкнувшись с необходимостью оптимизации затрат, многие участники традиционного рынка – сети по продаже бытовой техники, одежды, продуктов питания, медикаментов и т.д. - усиливают свое присутствие в Интернете.
По данным Prom.ua, количество заказов по основным товарным группам увеличилось в течение года на 70-95%. Но за прошедшие 12 месяцев на фоне общего роста почти вполовину уменьшилось количество заказов мобильных телефонов (-46%).
Средний чек в течение года вырос с 515 до 716 гривен. Этот рост значительно отстает от показателей даже официальной инфляции, что означает, что в долларовом эквиваленте стоимость среднего заказа существенно уменьшилась.
Средний показатель возвратов по рынку онлайн торговли – 12-15%. Разработка мер по уменьшению этого показателя в перспективе поможет снизить издержки и повысить прибыльность бизнеса.
Наиболее динамично развивающийся сегмент онлайн торговли для Украины – так называемый малый e-commerce. Не требующий грандиозных инвестиций, мобильный и чуткий к новым веяниям типичный малый e-commerce – чаще всего имеет до 100 заказов в день, не нацелен на создание глобального бренда. Существование развитых торговых площадок, низкий порог входа, возможность быстрого и недорогого старта привлекают на рынок все новых и новых участников.
Растущие в кризис
За прошедший год произошло не только перетекание офлайн торговли в онлайн сегмент. Интересно развиваются и национальные IT-стартапы. По различным оценкам поток проектов возрос на 200% и даже до 300%.
Если в прошлом году на каждые 9 локальных стартапов приходился один глобальный, то в текущем – 7 стартапов из 10 ориентированы на внешние рынки (Европы и/или Америки).
В ходе кризиса в Украине закрылся ряд акселераторов, несколько венчурных фондов из России прекратили деятельность на нашей территории. Но 8 венчурных фондов продолжают работу на украинских рынках. И появились новые возможности, связанные с переориентацией инвесторов. Уже 14 компаний впервые в своей истории купили долю в стартапах. В ходе кризиса традиционные объекты инвестирования (земля; недвижимость etc.) стали менее привлекательны и стартапы составили им конкуренцию.
Эксперты, выступавшие на потоке «Art of Being Global» считают, что не то, что украинские, даже большинство европейских стартапов слишком «сыры» для Силиконовой долины. В 2014 году в США размер инвестиций в стартапы составил 14 млрд.$, в Украине за такой же период 60 стартапов смогли привлечь 22 млн.$, что, примерно, в 636 раз меньше.
Но не все так плохо: лучшим hardware-стартапом Европы признан именно украинский. О нем, в контексте того, как заработать на гаджетах рассказал создатель «Украинской баннерной сети» Алексей Мась. Проанализировав существующие тренды, учитывая то, что мы «звоним через компьютер, фотографируем мобильным телефоном, смотрим видео на планшете» можно предположить, что в ближайшее время вернется такой гаджет как часы, но с новой функцией: часы-ключи и часы-платежная система.
В основном украинские предприниматели зарабатывают на том, что точно выбирают популярные гаджеты для продажи. Но и в нашей стране возможны технологические прорывы. В частности, европейский лидер – инновационный гаджета для владельцев домашних животных Petcube создан украинскими стартаперами.
Об этой успешной компании упоминал и управляющий партнер BVU Group Денис Довгополый, представив итоги ежегодного Рейтинга Украинских Стартапов 2014. По мнению 30 экспертов – членов жюри (инвесторов, предпринимателей, представителей медиа) в тренде остаются проекты, связанные с электроникой быта. Победителем рейтинга второй год подряд стал робот для домашних животных Petcube. На втором месте — дебютант рейтинга эко-стартап Ecois.me, а на третьем VOX Player. Четвертое место разделили два проекта: Competera и Kwambio. И замыкающим среди лучших оказался Wishround. (Согласно правилам рейтинга в нем принимают участие только IT-компании, которые по состоянию на 1 марта 2015 года существуют на рынке не более трех лет, имеют годовой оборот не более $1 млн, были основаны украинцами или имеют хотя бы одного основателя из Украины.)
Стартапы играют всё большую роль в современной мировой экономической модели. В США уже есть как минимум два сектора экономики, в которых новички сумели составить конкуренцию многолетним лидерам – это рынок доставки (таким «монстрам», как DHL, Fedex пришлось существенно потесниться) и smart home (где доля Honeywell стремительно съедается мелкими компаниями).
Моделируя будущее
По мнению всех экспертов, удельный вес онлайн торговли в структуре украинского ритейла будет расти – как в денежном измерении, так и в количестве заказов.
Пока рынок e-commerce замер в ожидании старта 3G-интернета, который операторы планируют пзапустить к осени. Удельный вес заказов с мобильных гаджетов с сегодняшних 7% обещает взлететь до 25% до конца года. В связи с этим любой продающий сайт, претендующий на успех и популярность, в обязательном порядке должен иметь полноценную мобильную версию. Тем более, что с 21 апреля Google запускает алгоритм, учитывающий наличие mobile-версии сайтов.
Президент «Киевстар» Петр Чернышов проинформировал, что согласно договору 3G мобильный интернет придет во все областные центры за полтора года, а в города с населением 10 тысяч+ за шесть лет. А вопрос о том, почему 3G в Украине развивается так медленно, переадресовал главе правительства.
По мнению П. Чернышова в Украине 70% абонентов не имеют смарт телефонов. А аналитики Google Украина, предоставили данные, по которым 66% украинцев в возрасте 16-24 лет используют смартфоны. А в среднем во всех возрастных группах на такой тип телефона приходится всего 25%.
Международный эксперт Феликс Полянский считает, что в ближайшее десятилетие мир ожидает коренные изменения в финансовой сфере. Естественные очаги инерции – существующие банки и платежные системы – могут не успеть за мегатрендами. В обозримом будущем такие игроки как Фейсбук и Майкрософт, которые уже купили финансовые лицензии, уничтожат современную банковскую систему.
Источник: Бизнес