Одна из новых тем на IForum в этом году - образование. Выбор не случаен - развитие технологий влияет на все сферы жизни. Образование сегодня находится на пограничном этапе, куда оно пойдет дальше - загадка. Возможно, в онлайн или модернизированный вариант классического кампусного обучения, а может, во что-то совершенно новое. ЛІГА.net выбрала три важных доклада на тему образования и саморазвития.
Как учиться в постиндустриальную эпоху
Денис Довгополый, основатель и управляющий партнер BVU Group
Я представляю инвесторов, которые находятся в постоянном поиске новых технологий и компаний. Поэтому основная наша задача - нарисовать картину будущего, заглянуть в нее и понять, какие компании будут успешными через 20-30 лет. Для нас очень важно, как мы будем учиться.
Пять лет назад мы находились в жесткой оппозиции к представителям традиционного образования. Перелом произошел совсем недавно: Министерство образования и науки пригласило нас сделать коммерческий курс для ученых. Это только первый шаг, понадобятся еще многие изменения.
Почему для нас так важна именно сфера образования? Мы инвестируем в проблему, в те возможности и последствия, которые она принесет. Поэтому ищем проблемы и в образовании. Мы тесно общаемся с людьми из Силиконовой долины, с европейскими компаниями, у них немного другое видение. Мы стараемся применить их идеи.
Чего ждать через 20-30 лет? Тренды, которые влияют на будущее: предпринимательство, самозанятость, но больше всего - образование. Сейчас образование переживает кризис по всему миру. Будущее традиционных университетов не выглядит оптимистично.
Каковы основные тенденции развития образования в ближайшие 20 лет?
- Разрыв поколений - основная проблема. Люди предыдущего поколения учат людей следующего. При этом скорость развития технологий и генерации новых знаний очень высока. Если за три года ты не обновил технологические знания, ты отстаешь. Спрос на знания не совпадает с предложением курсов. Сейчас мы достигли сингулярности, и кризис в образовании неизбежен. Это видят в Европе, но из-за своей консервативности уходят все дальше в кризис. США более подвижны в этом вопросе, начинают комбинировать - стараются дополнить классические элементы актуальными курсами и обновляют их каждый год.
- Удаленное обучение является и возможностью, и определенной проблемой. На самом деле удаленное образование - не такое уж новое явление. Еще в средние века учитель обучал своего ученика в ходе переписки. Сейчас для такого формата появился удобный инструментарий. Основная проблема такого обучения - в мотивации. Всего 4-6% всех зарегистрированных пользователей проходит онлайн-курс до конца. И это я говорю о платных курсах. Представьте только, 60% студентов бросают гарвардский курс стоимостью $1 200 в первой трети обучения. Причина - в нехватке мотивации и самоорганизации. Одна из сильных сторон кампусного образования в том, что оно помогает 5 лет поддерживать мотивацию к учебе.
Сейчас фокус образования передвинется от обеспеченных людей к тем, у кого хватает мотивации.
С другой стороны, удаленное обучение - большая возможность. Традиционно доступ к университетскому образованию имели те, кто мог себе это позволить. За него всегда надо было дорого платить. Сейчас все намного доступнее и дешевле. Сейчас фокус образования передвинется от обеспеченных людей к тем, у кого хватает мотивации. Я уверен, азиаты будут доминировать в этом вопросе в будущем.
- Синтетическое образование. Давайте вспомним великих людей. Декарт - математик, философ, химик, физик. Он владел широким спектром знаний. Тогда это было возможно, сейчас - нет. Нам просто не хватит объема мозга для обработки огромного количества информации. Поэтому узкая специализация вышла на первый план. Это ограничивает кругозор и наши возможности. Онлайн-образование сегодня дает новый инструментарий для работы на стыке наук, для совмещения IT и искусства. Начинают появляться синтетические специальности, что открывает новые двери. Генная инженерия так и появилась - на стыке информационных технологий и генетики. Пока консервативная экономика с трудом принимает таких специалистов.
- Обезличивание образования. Давайте вспомним: когда вы приходили в аудиторию и видели там харизматичного преподавателя, который способен вдохновить? Талантливые люди закладывают ценности. Если же преподаватель выходит и бубнит с целью отчитать материал, эта важная функция сводится к нулю. В онлайне закладка ценностей теряется, происходит овощизация студента. Люди, которые получают онлайн-образование, чаще прагматичны. Если не заложить им шкалу ценностей вовремя, мы можем прийти к тому, что они не будут серьезно задумываться о влиянии их работы на других людей. Тогда технологии будут вредить человеку.
В онлайне закладка ценностей теряется, происходит овощизация студента. Тогда технологии будут вредить человеку.
Важно не забывать, что любые проблемы - новые возможности. Интеллектуалы, которые сейчас по всему миру работают над вопросами образования, преследуют лишь одну цель: чтобы их внуки жили на этой планете. Один из факторов этого - умение передавать знания из поколения в поколение. С учетом угрозы военных конфликтов эта цепочка может прерваться. Образование критично для будущих поколений. Надо смотреть на 20 лет вперед и задумываться, что к тому времени будет в Украине. В США говорят, что ставить образовательные эксперименты сегодня лучше всего в Молдове и Украине. Полуразрушенная система образования упрощает процесс изменений. Можно строить практически с нуля. К тому же в Украине высокий уровень преподавания в школах, это хорошая почва для будущего развития.
Как объединить образование и бизнес
Василий Матяшовский, Львовская бизнес-школа
Основной вопрос для меня, как сделать так, чтобы новое поколение перешло на следующий уровень - смогло решать реальные жизненные задачи после выпуска из вуза.
Как мировые университеты подходят к работе с бизнесом? Студент, который готовится писать дипломную работу, определяется с темой, которая ему интересна. С бизнесом происходит тесный диалог. Руководитель студента знает, где искать то, что будет интересно его подопечному. Кроме того, студент получает двух менторов из разных университетов, а также четко сформулированную тему и задачу. Результат защиты - запущенный пилотный проект. Это не только отличный практический опыт, но и потенциальное место работы для студента. Компания также получает свои бонусы - сотрудника, который стоит недорого, но которого не нужно учить заново. Университет получает за это финансовое вознаграждение от компании. В результате - множество инноваций, которые коммерциализируются.
Что происходит в Украине? У нас у студента есть руководитель дипломного проекта, но нет ментора со стороны бизнеса, дополнительного ментора из другого вуза и, часто, четко сформулированной идеи. Результат - исключительно теоретическая работа. К реальному миру она не имеет никакого отношения. А еще у студента нет опыта и хотя бы приблизительного понимания, что делать дальше. Потраченное время, устаревшие знания и прямая дорога в кол-центр. Наша система замкнута, варится сама в себе. Это важно поменять.
Секрет успеха западного подхода - постоянный диалог между университетами и бизнесом"
Секрет успеха западного подхода - постоянный диалог между университетами и бизнесом. Формируется список точек, куда нужно прикладывать усилия молодежи, какие решения искать. Того, у кого желание совпадает с необходимыми задачами, компания готова финансировать. Все выигрывают, и экономика становится креативной.
В Украине пока таких примеров сотрудничества образования и бизнеса очень мало. Львовская бизнес-школа делает такие проекты в сфере IT. Для того чтоб система работала, важна организация, чтоб на стороне университетов был кто-то с бизнес-бэкграундом. Диалог с бизнесом нужно постоянно контролировать и направлять. Первая большая цель на этом пути - изменить отношение общества к студентам: воспринимать их как полноценных людей, которым можно доверять в профессиональном плане.
Почему каждый человек - гений
Глеб Розенберг, руководящий партнер JAMM Group
Экономическое чудо - то, что нужно каждой стране, в особенности Украине. Основная сила Китая - в инновационных разработках. В целом страны делятся на те, которые имеют ресурсы и строят на них экономику, и те, которые имеют интеллектуальный капитал, ценности и амбиции. Я надеюсь, что Украина сможет развиваться на основе интеллектуального капитала. Нам нужны личности. Важно развивать детей и подростков, которые понимают, чего хотят, и могут работать в команде.
Мы создаем инновационные лагеря и программы обучения для подростков и строим процесс обучения по-новому: каждый ребенок - гений. Мы все привыкли измерять ум точными и лингвистическими науками, не рисованием или физкультурой. Бесспорно, математика нужна всем. Но есть другой подход. Говард Гарднер, преподаватель кафедры психологии в Гарварде, создал теорию множественных интеллектов. Теория проста: у каждого человека есть определенный уникальный набор видов интеллекта. Сейчас основа образовательного процесса - два вида интеллекта, логико-математический и вербально-лингвистический.
Говард Гарднер утверждает, что есть и другие.
— Внутриличностный - когда человек все пропускает через себя. Джоан Роулинг обладает именно таким типом мышления.
— Кинестетический - когда мы думаем через движение, когда нужно встать и ходить, чтобы что-то обдумать. Свойственный спортсменам, танцорам, актерам и даже хирургам.
— Межличностный - когда понимаем других.
— Визуально-пространственный - когда мы можем закрыть глаза и пройти здание, где недавно были, еще раз. Яркий представитель - Джордж Лукас, который в уме создает целые миры и галактики.
— Музыкальный - интеллект музыкантов.
— Логико-математический - сфера программистов и инженеров.
Успех = понимание своего таланта +10 000 часов практики.
Гарднер считает, что вопрос не в том, насколько ты умен, а в том, в какой области. Теория повышает самооценку, развивает способность ценить других детей, мотивирует проактивный подход к образованию. И главное, с помощью теории Гарднера мы открыли секрет успеха. Успех = понимание своего таланта + 10 000 часов практики.
Источник: Лига.Бизнес